Подход к образованию меняется постоянно, в соответствии с социальным запросом детей и родителей. Идеальная модель дополнительного образования, должна быть максимальна разнообразна. Конкурентные преимущества дополнительного образования в сравнении с другими видами формального образования принципиально расширяет возможности человека, предлагая свободу выбора, чтобы каждый мог определить для себя цели и стратегии индивидуального развития в контексте позитивной социализации, самоопределения. Становясь участниками высоко мотивированных детских и молодежных образовательных сообществ, дети и подростки получают широкий социальный опыт.
На современном этапе содержание дополнительных образовательных программ ориентировано на:
- профессиональное самоопределение;
- удовлетворение индивидуальных потребностей (интеллектуальном, художественном, нравственном развитии, а также занятий спортом, научно-техническим творчеством и т.д.
- поддержка талантливой молодежи.
В целях развития успешных практик востребованности, привлекательности и результативности дополнительного образования, направленных на социализацию детей и молодежи в условиях межведомственного и сетевого взаимодействия образовательных организаций 21 февраля 2020 г. прошел районный практико-ориентированный семинар «Создание условий для успешной социализации обучающихся Чесменского муниципального района через систему дополнительного образования детей».
В семинаре приняли участие руководители общеобразовательных организаций, организаций и педагоги ДОП. Программа семинара включала пленарное заседание, открытые уроки и работа в фокус группах. С приветственным словом к участникам семинара обратился начальник управления образования администрации Чесменского муниципального района:
« Система ДО способна адаптироваться к происходящим в обществе изменениям, быстро реагировать на индивидуальные потребности детей, а главное, в отличие от регламентируемого школьного образования, предлагает свободу выбора программ направлений, обучения и воспитания. Уважаемые коллеги, от нас с вами сегодня зависит всестороннее, гармоничное развитие личности, ведь полученное порой дополнительное образование определяет вектор направления дальнейшей жизни и самоопределения подрастающего поколения!»- Артемьева Елена Михайловна
Также в рамках пленарной части были представлены доклады:
«Организация системы по формированию социально-активной личности детей и подростков в условиях дополнительного образования на муниципальном уровне»- методист по воспиательной работе РМК УО Зайцева М.С.
«Проектная работа по развитию сети дополнительных общеобразовательных программ в Чесменском муниицпальном районе»-заместитель директора по УВР МБОУ «Чесменская СОШ им. Гаврилова М.В.»- Зайцева М.Н.
Овчинникова Марина сергеевна, педагог доолнительного образования Чесменской школы искусств представила онлайн трансляцию «Из опыта работы МКУ ДО «Чесменская школа искусств» по инклюзивному образованию с взрослыми учениками»
О роли педагогов дополнительного образования в развитии обучающихся, в рамках государственной повестки развития талантов, рассказала заведующая РМК УО Игольникова В.А.
Открытые уроки были проведены в организациях дополнительного образования:
МБОУ ДО «Детский дом творчества»:
1) Открытый урок «Путешествие в страну сказок», педагог дополнительного образования, творческое объединение «Палитра», Белобородова Светлана Олеговна
2) Открытый урок «Композиционное построение и формы стилизованной хореографии», педагог дополнительного образования творческое объединение, Молчанова Фидалия Фаритовна
МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа»:
1) Открытый урок «Греко-римская борьба», тренер – преподаватель, Давыдов Анатолий Анатольевич
2) Открытый урок «Мини-футбол», тренер – преподаватель, Давыдов Анатолий Викторович
МБОУ ДО ПО «Центр информационных технологий»:
1) Открытый урок «Прочные конструкции с использованием набора VEDA 2.0», педагог Осенова Анна Анатольевна
Завершающей частью семинара стала работа в фокус группах над проблемными ситуациями
Об актуальных профессиональных компетенциях современного педагога дополнительного образования в условиях, рассказал методист по общему образованию УО, Плотникова О.В.
1) Работа I ГРУППЫ на тему «Развитие системы дополнительного образования в образовательных организациях через педагогические компетенции »
Работа II ГРУППЫ на тему «Изменения подходов и направлений развития дополнительного образования с учетом потребностей обучающихся»
В заключении МКУ ДО «Чесменская школа искусств», было представлено концертное выступление учащихся, по руководством преподавателей: Евстафьевой Веры Вениаминовны, Овсянниковой Татьяны Николаевны, Буминой Татьяны Николаевны, Усаниной Елены Николаевны.
По итогам семинара было вынесено решение, в рамках которого:
Руководителям ОО и методическому кабинету УО поручено:
1) Принять к сведению и использовать в работе информацию представленную программой семинара
2) Ознакомить родителей и обучающихся с информационным порталом «Навигатор дополнительного образования».
3) Разработать проект развития кружкового движения 2.0.
4) При формировании развития ДОП образования учитывать формы, методы и направлений работы «НТИ», кружковое движение 2.0, направления технического творчества и др.
5)Интерактивные цифровые платформы для профориентации школьников представляющие собой онлайн - площадки для коммуникации, выбора профессии и работы над проектными задачами, игровую платформу с конкурсами, опросами и флешмобами, а также интернет-издание с уникальным информационно-образовательным контентом: «Всоросийские открытые уроки «Проектория»», «Академия наставничества», «Цифровая платформа по управлению талантами».
6) Обеспечить создание районного методического объединения педагогов ДПО.
7) Обеспечить межведомственное взаимодействие, создание в рамках проекта «Успех каждого ребенка» одного дня погружения в профессию на базе социально значимых организаций, на основании соглашения о сотрудничестве.
8) Обеспечить проведение муниципального фестиваля технического творчества RUKAMI в 2020 г.
«Каждый ребенок талантлив и неповторим по-своему, только надо вовремя заметить, поддержать и в процессе воспитания развить ростки детской творческой одаренности.
Перед педагогами ДОП стоит важная задача — совершенствовать процесс обучения таким образом, чтобы на занятиях кружка каждый воспитанник работал головой и руками активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития глубокого познавательного интереса»- методист по воспитательной работе РМК УО, Зайцева М.С.
От имени Управления образования вырожаем искреннюю благодарность за помощь в организации и проведении районного семинара руководителя МКУ Чесменской школы искусств, Устинову Н.А., педагогов: Евстафьеву В.В., Овсянникову Т. Н., Бумину Т.Н., Усанину Е. Н. начальника управления культуры Кузякину Л.Д., руководителю МБОУ ДО «Детский дом творчества», Кожевникову Т.М. и педагогов Белобародову С.О., Молчанову Ф.Ф., руководителя МБУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа», Петруковова М.А. и педагогов Давыдова А.А., Давыдова А.В., руководителя МБОУ ДПО «Центр информационных технологий», Волобоеву Е.Н. и педагога Осёнову А.А.