Необходимость создания нового учебно-методического комплекса истории России диктуется возросшими требованиями к качеству исторического образования, возросшим общественным интересом к событиям прошлого, развитием мировой исторической науки, накоплением новых исторических знаний.
По поручению Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года N Пр-1334 разработана Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Концепция направлена на повышение качества школьного исторического образования, воспитание гражданственности и патриотизма, развитие компетенций учащихся общеобразовательных школ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего и среднего общего образования, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.
Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным было поручено Министерству образования и науки Российской Федерации совместно с Российским историческим обществом организовать разработку учебников, учебных пособий и методических материалов по отечественной истории на основе озвученной концепции.
Учебник должен не только давать информацию и предлагать интерпретации, но и побуждать школьников самостоятельно рассуждать, анализировать исторические тексты, делать выводы и т. д. Кроме того, современный учебник должен стимулировать учащихся к получению исторических знаний из других источников, а учитель – способствовать овладению учениками исследовательскими приемами, развитию их критического мышления, обучая анализу текстов, способам поиска и отбора информации, сопоставлению разных точек зрения, фактов и их интерпретаций. Необходимы рекомендации для работы с Интернет-ресурсами, поэтому новый учебно-методический комплекс должен служить «навигатором» в стремительно растущем информационном пространстве. 15 мая 2015 г. на заседании научно-методического совета по учебникам Министерством образования и науки Российской Федерации были озвучены результаты историко-культурной экспертизы учебников истории России.
Экспертизу Российского исторического общества успешно прошли полные линейки издательств «Просвещение», «Дрофа», и учебники истории России с 6 по 9 классы издательства «Русское слово».
Проверяли учебники на соответствие Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории около ста независимых экспертов.
«Это действительно хорошие учебники: новые, современные, с электронными версиями и большим количеством отсылочных материалов. Я надеюсь, что качество школьного исторического образования будет расти», – высказала свое мнение Наталья Третьяк, заместитель министра образования РФ.
Нужно отметить, что исторический материал в новых учебниках изложен по-новому. Это характеризует переход от концентрической системы преподавания истории к линейной при сохранении возможности профильного обучения.
Помимо этого исторический материал изложен в соответствии с едиными требованиями ЕГЭ по истории. Существующие же учебники разные, и в них разный набор событий, разный набор персоналий, иной раз и разная терминология. Конечно, сдать экзамен на основе таких разных учебников ребенку очень сложно.
В наши школы уже начали поступать новые учебники истории Отечества. Переход будет осуществляться в течение трех ближайших лет, начиная с 6-го класса.
Татьяна Турова,
руководитель районного методического объединения
учителей истории и обществознания